На встрече также присутствовали Хамид Хадави — генеральный директор Фонда имени Ибн Сины, Махди Хадже Пири — директор Международного центра микрофильмирования «Нур» (Индия) , Нури Мамед- заде – руководитель Центра иранистики ДГУ.
Студенты и участники узнали о ключевых этапах реставрации:
- диагностика состояния документов — оценка степени повреждений и выбор стратегии восстановления.
- работа с хрупкими материалами — практические рекомендации по обращению с ветхими страницами и переплетами.
- инструменты и технологии — демонстрация специализированного оборудования и современных подходов, сочетающихся с древними традициями.
Хамид Малекиан подчеркнул, что реставрация — это не только технический процесс, но и уважение к культурному наследию: «Для особо ценных рукописей мы создаем обложки по технологиям, которым 700–800 лет. Орнаменты вырезаются на коже толщиной с человеческий волос, а краски и масла используются так, как это делали иранские мастера".
Особое внимание уделили вопросам консервации.
Малекиан отметил, что даже самая качественная реставрация бесполезна без соблюдения правил хранения:
- температура: 15–25 °C.
- влажность: 45–55%.
- освещение : не более 50 люкс.
«Музеи и архивы, хранящие рукописи, должны строго их соблюдать», — пояснил эксперт.
«Для нас большая честь принимать таких выдающихся экспертов, как Хамид Малекиан. Сохранение исторических рукописей — это не только профессиональная задача, но и миссия, связывающая поколения. Благодаря таким мастер-классам наши студенты получают уникальную возможность перенять многовековые традиции реставрации, которые особенно актуальны для Дагестана с его богатым письменным наследием. Уверен, что сотрудничество с иранскими и индийскими коллегами откроет новые горизонты для научных исследований и укрепления межкультурного диалога», — отметил ректор ДГУ Муртазали Рабаданов.
Саният Эмирова